О диагностике

Готов ли ребенок к посещению детского сада? 


Предлагаем родителям детей младшего возраста пройти небольшой тест. 

 

🔹 Какое настроение преобладает у ребенка дома? 

Бодрое, уравновешенное - 3 балла 

Неустойчивое - 2 балла 

Подавленное - 1 балл 

 

🔹 Как ребенок засыпает? 

Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла 

Долго не засыпает - 2 балла 

Неспокойно - 1 балл 

 

🔹 Используется ли дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)? 

Да - 1 балл 

Нет - 3 балла 

 

🔹 Какова продолжительность дневного сна ребенка? 

2 ч - 3 балла 

1 ч - 1 балл 

 Какой аппетит у ребенка? 

Хороший - 4 балла 

Избирательный - 3 балла 

Неустойчивый - 2 балла 

Плохой - 1 балл 

 

🔹 Как относится ребенок к высаживанию на горшок? 

Положительно - 3 балла 

Отрицательно - 1 балл 

 

🔹 Просится ли ребенок на горшок? 

Да - 3 балла 

Нет, но бывает сухой - 2 балла 

Нет, и ходит мокрый - 1 балл 

 

🔹 Есть ли у ребенка отрицательные привычки? 

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) - 1 балл 

Нет - 3 балла 

 

🔹 Интересуется ли ребенок игрушками, предметами и в новой обстановке? 

Да - 3 балла 

Иногда - 2 балла 

Нет - 1 балл 

Интересуется ли ребенок действиями взрослых? 

Да - 3 балла 

Иногда - 2 балла 

Нет - 1 балл 

 

🔹 Как ребенок играет? 

Умеет играть самостоятельно - 3 балла 

Не всегда - 2 балла 

Не играет сам - 1 балл 

 

🔹 Какие взаимоотношения со взрослыми? 

Легко идет на контакт - 3 балла 

Избирательно - 2 балла 

Трудно - 1 балл 

 

🔹 Какие взаимоотношения с детьми? 

Легко идет на контакт - 3 балла 

Избирательно - 2 балла 

Трудно - 1 балл 

 

🔹 Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен? 

Да - 3 балла 

Не всегда - 2 балла 

Нет - 1 балл 

  Есть ли у ребенка уверенность в себе? 

Есть - 3 балла 

Не всегда - 2 балла 

Нет - 1 балл 

 

🔹 Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? 

Переносит разлуку легко - 3 балла 

Тяжело - 1 балл 

Нет опыта - 0 баллов 

 

🔹 Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? 

Есть - 1 балл 

Нет - 3 балла. 

 Прогноз адаптации: 

✔ готов к саду - 52-40 баллов; 

❓ условно готов - 39-24 балла; 

❌ не готов - 23-16 баллов. 

 

Тест условный и носит ориентировочный характер. Готовность ребенка к саду нужно обсуждать в индивидуальном порядке с психологом. 

                       Желаем успехов!

                           Август 2022

 


Диагностика самооценки у дошкольников


Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: “Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!” Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Самооценка в детском возрасте находится в подвижном состоянии. И над формированием адекватной самооценки ребенка необходимо работать.

 

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ

Адекватная самооценка во многом определяет поведение человека, его отношения с окружающими, поэтому важно определить особенности самооценки человека и, если понадобиться, скорректировать их в зависимости от полученного результата

Помочь выявить уровень самооценки ребёнка, для того чтобы впоследствии помочь сформировать ему адекватную самооценку, даёт возможность использование   различных методик. 

  • методика  «Лесенка»  (по В.Г. Щур)

Методика “Лесенка”

Беседа с ребенком начинается с разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступенечке.

При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?»

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку. 

Обработка и анализ результатов

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).



Благоприятная ситуация развития:

  • если ребенок считает себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки;
  • если  ребенок  ставит себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кого-то из родных) ставит его на самую высокую ступеньку;
  • если ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» – это служит доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя;                  

Неблагоприятная ситуация развития:

  • положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) – отрицательное отношении к себе, неуверенность в собственных силах;
  • дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама.
  • на самую высокую ступеньку ребенка ставит друг, а не кто-то из близких                                                                                                            Март 2022


Проективные  методики для дошкольников

       Проективные методики  служат  для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Ответы на задания проективных тестов допускают очень широкий диапазон значений, поэтому очень большую роль при интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей ребенка.

     Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей ребенка основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне переживаний, представлений, стремлений и т.д. Рисуя тот или иной объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Рисунок – это всегда какое-нибудь сообщение, зашифрованное в образах.

   Очень важно, что рисуночные тесты изображают, в первую очередь, не сознательные установки, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представить в них себя не таким, какой ты есть в действительности. 

  Рисуночные методики очень просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.


     Методика «Рисунок семьи» (Л. Корман) - позволяет исследовать межличностные отношения ребенка с родителями. Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам. 


   Методика «Несуществующее животное» в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей от пяти-шести лет.


    В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.

    Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская) - позволяет определить круг значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий.

Добавлено 17.05.2021

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста "Цветик-семицветик"

    Данный комплекс предназначен для исследования развития психических процессов и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.




     Каждая папка соответствует возрасту обследуемого ребенка. 


    Комплекс для детей 3-4 лет представлен как увлекательное путешествие по сказке "Заюшкина избушка"


    Задание "Домики-фигуры"  Выявляет особенности восприятия формы и цвета


    Задание "Какой мяч больше?" выявляет умение выстраивать сериационный ряд, устанавливать последовательность.


    Задание "Зашумленная картинка" (адаптированная методика А.Р. Лурия) исследует концентрацию внимания.



    Задание "Разрезные картинки" выявляет степень овладения зрительным синтезом, объединением элементов в целостный образ.



        Задание "Волшебный сундучок" исследует зрительную память.




    Задание "Почтальон" исследует слуховое внимание, степень развития распределения внимания, работоспособность ребенка.



    Задание "Кляксы" исследует развитие воображения.


    Задание "Назови одним словом" исследует развитие мыслительных операций "анализ и обобщение"



    Задание "Дорожка" выявляет понимание инструкции, устойчивость внимания.


    Задание "Паровозик" выявляет способность к произвольной деятельности, наличие самоконтроля, умение выявлять закономерность, производить простейший анализ.


    Задание "Эмоции" изучает понимание эмоциональных состояний.


Добавлено 09.04.2021

Комментариев нет:

Отправить комментарий