Родителям будущих первоклассников

🦉 Информация дефектолога для родителей, дети которых готовятся к школе🔔🏢

🎒РЕБЁНКА СЧИТАЮТ НЕ ГОТОВЫМ К ШКОЛЕ, ЕСЛИ ОН ...👬


 

✅настроен исключительно на игру, 

✅чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем или, наоборот, замкнут, 

✅не умеет общаться со сверстниками, не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан, 

✅имеет серьёзные нарушения речевого развития, 

✅не умеет сосредотачиваться на задании, понять словесную инструкцию, 

✅имеет низкий уровень знаний об окружающем мире, 

✅не имеет достаточно развитую общую и мелкую моторики, графомоторные навыки, 

✅не имеет СПЕЦИАЛЬНОЙ готовности к школе (определённые навыки по ФЭМП и обучению грамоте).

Если у вас возникли вопросы об актуальном развитии вашего ребенка, обращайтесь за консультацией.

Желаем успехов!

 

☝🏻РЕБЁНОК НЕ МОЖЕТ УСИДЕТЬ НА МЕСТЕ. КАК УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ❓

 


Не секрет, что при работе с группой (и дошкольников, и младших, и средних школьников), педагоги сталкиваются с детьми, которые не могут усидеть на месте в течение занятия, которым трудно сконцентрировать свое внимание, трудно не перебивать, трудно выполнить задание до конца. При наличии, как минимум одного такого ребенка, внимание в группе всецело начинает рассеиваться, падает эффективность занятия, колеблется авторитет взрослого. 

 Что делать и как быть? Вот несколько правил: 

 1. Спокойствие. Не злиться, не ругаться, не нервничать – не то, что внешне, но даже ВНУТРЕННЕ! Ни единой негативной мысли. Дети на тонком уровне все чувствуют, не будете спокойны вы – все может усилиться. 

2. Голос. Повышаете голос – отвлекающийся ребенок тоже повышает, говорите тихо – начинает прислушиваться. 

3. Делегирование. Можно предложить ребенку ответственность во время занятия. Например, следить за тем, чтобы уровень громкости был средним – у всех, или следить за тем, чтобы все соблюдали правила занятий… 

4. Повторение правил. В начале каждого занятия мы обязательно вспоминаем, какие правила есть и для чего они нужны нам. А около доски у нас висит визуализация этих правил. 

5. Кнут и пряник. Если ребенок «разбушевался» и вышеуказанное не помогает, то можно вводить , так называемые, галочки/палочки, давать магнитики, предупреждающие карточки и др. И, к примеру, если ребенок получил три желтые карточки, то затем он получает красную карточку, которая, увы, не дает ему возможность получить наклейку в конце занятия или сокращает время игры, или – тут уж, что вы придумаете. 

 Эти пункты могут быть полезны и для домашних занятий. 

В целом, я считаю, что с любым ребенком можно договориться, к любому ребенку можно найти подход. Только нужно: 

1.захотеть этого 

2. полюбить его 

3.принять его качества.

 Желаем успехов!


💁‍♀ФОРМИРУЕМ ПРАВИЛЬНЫЙ ЗАХВАТ 📝

👌Маленькие хитрости

Прежде чем показывать ребёнку, как писать буквы, нужно научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, — кapaндаш, ручку, фломастер. Начинать можно с 2–2,5 лет, когда ребенок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько простых и эффективных способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки для дальнейшего письма.

• Первый способ — специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме животных или мультгероев.

• Второй способ — упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.

• Третий способ — использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение: обхватить карандаш с трех сторон. Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень, а тем более манипулировать им, гораздо сложнее.

Желаем успехов!


🦉Упражнения, направленные на подготовку к работе с текстом

Такие упражнения помогают развить внимание, память, восприятие и когнитивные навыки, необходимые для успешного чтения и понимания текста. Вот два примера таких упражнений:

 «Ассоциативные связи»

Вам потребуется подготовить несколько слов (можно выбрать из тем, близких ребенку или соответствующих теме недели). 

1. Запишите одно слово на листе бумаги. Например, «дерево». 

2. Подумайте и проговорите все слова, которые приходят вам на ум и которые ассоциируются с исходным словом. Это могут быть: «листья», «лето», «тенистый», «лес», «древесина» и т.д. 

3. Затем выберите одно из ассоциативных слов и повторите процесс, создавая цепочку ассоциаций. 

Это упражнение тренирует ассоциативное мышление, что способствует улучшению памяти и концентрации. Упражнение позволяет развивать креативность и гибкость мышления, что важно для глубокого понимания текстов. Ассоциативные связи могут помочь легче запомнить информацию, а также устанавливать связи между различными концепциями. 

«Картографирование текста» 

Эта техника помогает визуализировать текст и лучше организовывать информацию, что способствует более глубокому пониманию. 

 1. Выберите текст (статью, главу книги и т.д.) и прочитайте его один раз, не останавливаясь на подробностях. 

2. После первого чтения, на отдельном листе бумаги нарисуйте схематичную карту текста. Начните с главной темы или идеи, поместите ее в центр. 

3. Вытягивайте линии к подчиненным идеям, деталям, примерам и важным фактам, которые вы вспомнили, основываясь на прочитанном. 

4. Используйте различные цвета, значки или символы для обозначения разных уровней информации (например, главное – красным, второстепенное – зеленым). 

Это упражнение развивает навыки критического мышления и способности к анализу информации. Картографирование текста помогает структурировать и систематизировать знания, делает их более наглядными и запоминающимися. Также это упражнение улучшает внимательность и способствует лучшему пониманию сложных тем. 

Эти упражнения улучшают навыки работы с текстом, помогают подготовить ум к восприятию информации и укрепляют общие когнитивные способности. Рекомендуется включать их в повседневную практику, чтобы развивать свою внимательность, память и креативность.

Желаем успехов!

👌🏻Развиваем кинестетический праксис🙌🏻 


☝🏻Необходимо организовать игры с различными предметами: собирать мелкие предметы (пуговицы, зернышки риса, горошины, спички), вкладывать маленькие предметы в большие (матрешки), завязывать развязывать шнурки; застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки; 

игры с веревочками - плести косички, завязывать узелочки типа макраме, продергивать через отверстия; складывать узоры из мозаики; лепить из пластилина; рвать бумагу на мелкие кусочки; резать ножницами; нанизывать бусинки. Для развития мелкой моторики нужно упражняться ежедневно. Это хорошо влияет не только на возможность управлять движением пальцев, но на развитие речи, произвольность поведения. 

 Игры: 

1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца - «пальчики здороваются». Те же движения пальцев выполняются левой рукой, затем двумя руками одновременно. 

2. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им - «оса». То же левой рукой, обеими руками - «осы». 

3. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. То же выполняется левой рукой. Устраивают перегонки. 

4. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, совершать движения вверх-вниз (птички летят, машут крыльями) 

5. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же, только сгибая пальцы, начиная с мизинца. 

6. Выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки. 

7. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянут вверх. 

8. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие (бочонок с водой). 

9. Левая рука в том же положении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху (птичка пьет водичку). 

10. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу (миска, гнездо). 

11. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опустить внутрь (птичье гнездо с яйцами). 

12. Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук (крыша, башня, дом). 

13. Руки в том же положении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей» (магазин). 

14. Пальцы в том же положении, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом, как продавец и покупатель. 

15. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук (мост, дорога, дон). 

16. Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы (чаша, цветок). 

17. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз (корни растения). 

18. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» по столу (бежит собака, бежит лошадь). 

19. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что в предыдущем упражнении, расставит, указательный и средний пальцы левой руки (они изображают всадника); посадить «всадника» на «коня» - указательный палец правой руки. 

20. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их (улитка с усиками). 

21. Правая рука, как в предыдущем упражнении, левую руку положить сверху (раковина улитки) 

22. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх (кошка). 

23. Для развития крупной моторики: имитационные игры, «Море волнуется» и др.

Желаем успехов!


Готовимся в первый класс вместе!


☝Первый класс – это начало нового периода в жизни семьи. Перед школой родители задумываются о подготовке будущего первоклассника к школьным занятиям. 

1. Зачем нужно готовить ребенка к школе? 

Учеба – всегда стресс для ребенка, потому что он встречается с новыми требованиями, правилами, режим его дня и образ жизни меняется. Практика показывает, что дети, посещавшие занятия по подготовке к школе, легче проходят адаптацию, активнее включаются в учебный процесс.

 2. Когда начинать? 

По мнению педагогов и психологов, самый благоприятный период для этого – возраст 5–6 лет. В этом возрасте дети уже способны анализировать информацию и заниматься системно. А за два года можно без спешки подготовиться к школе.

 3. С чего начать? 

Лучше всего начинать с задач, головоломок, упражнений и вопросов, которые вызовут у дошкольника интерес и положительные эмоции.

 4. Подготовка к школе: чтение или письмо? 

Хотя чтению и письму детей обучают в первом классе, обладать навыками чтения и письма нужно еще до начала учебы. Обучать необходимо и математике. От первоклассников требуются знание цифр, умения устного счета, складывания и вычитания небольших чисел.

 5. Психологическая готовность к школе. 

Большое значение для комфортного и эффективного обучения в школе имеет психологическая готовность. Важно развивать готовность ребенка взаимодействовать с окружающими, тренировать навыки понимания других людей, терпения, самостоятельности, инициативности. Приучать будущего первоклассника к спокойным видам деятельности, требующим внимательности, сосредоточения, усидчивости.

Желаем успехов!

📝 О ЧЁМ СТОИТ РАССКАЗАТЬ РЕБЁНКУ ПЕРЕД ШКОЛОЙ?



🌀Уроки не настолько важны, чтобы из-за них пренебрегать своим здоровьем, психическим и физическим. Если чувствуешь себя плохо — скажи об этом взрослому. 

🌀Не сравнивай себя с другими. Ты в школе не ради гонки за оценками, а ради знаний. 

🌀По этой же причине не гонись за оценками, главное — хорошо понять тему и получить знания. Мы не будем ругать тебя за тройку, но пятерка нас порадует. 

🌀Если тебе сложно или что-то непонятно — попроси учителя или нас о помощи. 

🌀Волноваться из-за контрольных и тестов — нормально, но помни: школа — это не вся жизнь, это лишь ее часть, поэтому не переживай из-за нее слишком сильно. 

🌀Учитель тоже человек, который может устать, заболеть или случайно ошибиться. Помни об этом, относись с уважением к его труду, не усложняй ему работу. 

🌀Никогда не принимай участие в травле. Что такое травля? Когда человек обижает кого-то слабее себя постоянно и специально. Не делай так, а если кто-то в школе так делает — расскажи мне. Я найду способ помочь этому ребенку. 

Если ты не нарушаешь правила, тебя не должны наказывать или запугивать. Поиграть в игру на телефоне можно на перемене, когда это никому не мешает и не отвлекает тебя от учебы. Попроситься в туалет во время урока, если не можешь терпеть, можно. Отказаться от еды в столовой, если тебе не хочется ее есть, тоже можно. Если ты думаешь, что учитель был неправ или груб, — скажи мне, я разберусь. 

🌀Если ты нарушил правила, учитель имеет право наказать тебя, например забрать телефон до конца уроков. Но тебя не должны бить или унижать, смеяться над тобой. Если такое случилось — скажи нам. 

🌀Учись общаться с людьми, ведь вполне возможно, что вы проучитесь вместе до 11-го класса. Но если кто-то из одноклассников обидел тебя, сначала постарайся решить вопрос сам. Если не получилось — попроси помощи у учителя или у нас. 

🌀Старайся. Эти уроки пригодятся тебе в будущем, поэтому заучи сейчас их хорошенько. Учись думать. 

🌀Соблюдай дисциплину. Правила придуманы для того, чтобы всем было легче, и тебе тоже. Выполняй задания, слушай учителя, собирай ранец самостоятельно, без напоминаний. 

🌀Получить знания можно не только в школе. Если тебе хочется узнать больше о чем-либо —можешь спросить нас. 

Желаем успехов! 


(Апрель 2024) 

📝 УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПЕРВОКЛАССНИКУ📖📐🧮🎒

🔅 Поступление ребенка в первый класс - важное событие для всей семьи и непростое испытание для ребенка: меняется распорядок дня, появляется ответственность и большое количество новой информации.

❔Какие умения помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьным будням?

1️⃣ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ ПО ОБРАЗЦУ ИЛИ ЗАДАННОМУ ПРАВИЛУ 

Все обучение в начальной школе построено на том, что ребенок должен внимательно следить за действиями учителя и повторять за ним.

2️⃣ УМЕНИЕ ОПЕРИРОВАТЬ РАЗНЫМИ ПОНЯТИЯМИ: классифицировать, обобщать, разделять, находить общий признак, строить логические цепочки... 

3️⃣ УМЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕ

Первокласснику бывает сложно не только высиживать на месте весь урок, но и вникать в то, что говорит учитель. Поэтому, ещё до школы следует уделить время развитию внимания и слухоречевой памяти

4️⃣ УМЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ и задавать их

5️⃣ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ КАРАНДАШОМ: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и штриховать карандашом не выходя за контуры

6️⃣ УМЕНИЕ ХОРОШО РАБОТАТЬ НОЖНИЦАМИ (вырезать предметы по контуру, ровно резать полоски, круги...)

7️⃣ УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ КРИТИКУ

В школе ребенка ждут не только пятерки, будут и замечания, и плохие оценки, и неудачи. Это естественный процесс. Учите ребенка критиковать конструктивно, объясните, что критика часто даёт толчок к новым свершениям...

8️⃣ УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ, РАССКАЗАТЬ О СЕБЕ (ФИО, возраст, дата рождения, кем работают мама и папа, сколько лет братьям и сёстрам. Хорошо, если ребёнок к первому классу знает телефон кого-то из родителей и домашний адрес.

9️⃣ УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО СЕБЯ ОБСЛУЖИВАТЬ: надевать куртку, складывать вещи, завязывать шнурки, выполнять гигиенические процедуры, аккуратно есть и помогать по дому

🔟 УМЕНИЕ ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ

1️⃣1️⃣ УМЕНИЕ ВЕСТИ СЕБЯ: Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

⚡️А если у вас есть сомнения: готов ли ребенок к обучению в школе, обратитесь  за консультацией к воспитателям и специалистам детского сада! 

Желаем успехов! 

(Март 2024) 

☝️Умение пересказывать - залог успешной учёбы ребёнка в школе.  

Если ребёнок не умеет пересказывать текст, то его ожидают серьёзные проблемы по разным школьным предметам.  

К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно высокий уровень развития связной речи.  

Во - первых, качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.  

Во – вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика. 

В период школьного обучения многие дети испытывают ряд трудностей: 

- не могут пересказать материал;  

- не могут подобрать подходящее слово при ответах на вопросы;  

- грамматически неправильно строят предложения.  

Дети становятся неактивны на уроках, стесняются своей речи, отвечать, вследствие чего говорят тихо и невнятно.  

Практически всё школьное обучение строится на том, чтобы устно передавать учителю изученную информацию. 

В этом детям поможет умение пересказывать.  

Чем же полезен пересказ? 

 Обучение пересказу способствует: 

 Чем же полезен пересказ? 

 Обучение пересказу способствует: 

- обогащению словарного запаса; 

- развитию восприятия, памяти и внимания; 

- совершенствованию структуры речи и произношения;  

- усвоению нормы построения предложений и целого текста; 

- формированию грамматически правильной и точной речи. 

Поэтому детей необходимо учить пересказу еще в дошкольном возрасте.  

1) Если ребёнок не умеет пересказывать текст, то его ожидают серьёзные проблемы по разным школьным предметам. 

2) Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, так как ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. 

3) Но эта лёгкость относительна, потому что, пытаясь воспроизвести готовое произведение, очень часто теряется смысл. 

4) Иногда ребёнку намного легче придумать историю или рассказать что-нибудь из личного опыта, чем воспроизвести готовую форму.  

5) Умение рассказывать учит ребёнка быть общительным, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах. 

 Чтобы научиться успешно пересказывать тексты, ребенку потребуются следующие умения и навыки:  

- устойчивость и концентрация внимания – чтобы терпеливо выслушать содержание рассказа; 

- чёткое понимание смысла текста;  

- логическая и ассоциативная память – чтобы запомнить последовательность событий текста;  

- умение систематизировать и структурировать информацию;  

- владение речью для осмысленного, последовательного и красивого изложения того, что узнал из текста.  

Как обучать умению пересказывать тексты на начальном этапе? 

В следующем посте я выложу тексты для чтения и пересказа. К каждому тексту будут даны вопросы, которые помогут научить ребенка пересказывать.

Обучение пересказу – довольно длительный процесс. 

Не следует ждать от ребенка, что он сразу перескажет текст после первого прочтения. Возможно, потребуется не один раз перечитать текст до того, как ребенок сможет его пересказать. 

И самое главное: во время работы необходимо подбадривать и хвалить ребенка.  

Только соблюдая все эти рекомендации, можно достичь хороших результатов. 

Желаем успехов! 

(Февраль 2024) 

☝️Надо ли заниматься дома с ребенком?❗Конечно!


💁‍♀ Родительское участие в выполнении домашних заданий от дефектолога  играет важную роль в развитии и прогрессе вашего ребенка. 

🔥 3 основных причины, по которым это необходимо:

👉 Индивидуальный подход.

Родители получают возможность лучше понять особенности развития своего ребенка. Вы  сможете наблюдать за прогрессом, корректировать слабые стороны. Вам не нужны пособия "для всех". 

👉 Укрепление связи с ребенком.

Выполнение домашних заданий вместе с ребенком создает отличную возможность для качественного общения и укрепления связи между родителем и ребенком. 


👉 Повышение успеваемости.

 Домашние задания  помогают ребенку закрепить материал, освоенный на занятиях. Регулярная работа в домашних условиях способствует повышению уровня усвоения материала в школе или детском саду.

Желаем успехов! 


(Январь 2024) 

📖ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК УЧИТСЯ ЧИТАТЬ: ПРОСТОЙ ТЕСТ

Детские психологи и педиатры утверждают, что способность к чтению не возникает на пустом месте, ей сопутствует ряд других способностей. Если вестибулярный аппарат и сенсорно- моторная система развиты, ребёнку будет гораздо легче учиться читать. 


Вашему вниманию предлагаем  простой тест, по которому можно определить, насколько легко ребёнку будет учиться читать в школе. 

 Просто наблюдайте, может ли ваш ребёнок делать следующее: 

✅ Смирно сидеть в кресле в течение не менее 20 минут, без необходимости ерзать, поджимать под себя ноги. Попросите его завести ноги за ножки стула, зафиксировав так своё положение. 

✅ Балансировать на одной ноге, разведя руки в стороны и при этом считать в обратном порядке от 10 до 1, не теряя равновесия. 

✅ Стоять на одной ноге с закрытыми глазами в течение 10 секунд, вытянув руки перед собой ладонями вверх, не падая. 

✅ Воспроизвести на бумаге различные геометрические формы, числа или буквы, которые кто-то будет демонстрировать перед ним. 

✅ Ходить по бревну, не теряя, по возможности, равновесия. 

✅ Прыгать на скакалке вперед и назад. 

Желаем успехов! 


(Ноябрь 2022) 

Умение рисовать по точкам имеет несколько практических преимуществ для дошкольников: 

 1. Развитие мелкой моторики: Рисование по точкам требует от ребенка точности и координации движений руки. Это помогает развивать мелкую моторику, что важно для последующего освоения письма. 

 2. Улучшение координации глаз и руки: Ребенок должен следить за точками глазами и одновременно перемещать руку, чтобы соединить их линиями. Это помогает развивать координацию глаз и руки, что полезно для различных видов деятельности, таких как письмо, чтение и игры с мелкими предметами. 

 3. Развитие внимания и концентрации: Рисование по точкам требует от ребенка сосредоточенности на задаче и следования инструкциям. Это помогает развивать внимание и концентрацию, что полезно для учебы и выполнения заданий. 

 4. Подготовка к письму: Рисование по точкам может помочь детям освоить навыки, необходимые для письма, такие как следование контуру и движение руки по заданной траектории. Это может быть полезным для развития графических навыков и подготовки руки к письму. 

5. Развитие творческого мышления: Рисование по точкам может стимулировать творческое мышление ребенка, так как они могут использовать свою фантазию и креативность при соединении точек и добавлении деталей к рисунку. 

 В целом, умение рисовать по точкам имеет множество преимуществ для дошкольников, помогая им развивать моторику, координацию, внимание и творческое мышление, а также подготавливая их к более сложным навыкам, таким как письмо.

Вот несколько примеров рисования по точкам


Желаем успехов! 

 ☝🏻 Ребёнку через год в первый класс: что поменяется в семье

(Сентябрь 2023) 

Если ваш ребенок скоро  станет первоклашкой, то, безусловно, вас можно поздравить!


Ведь совсем скоро начнется новый период, ваш ребенок будет не дошкольник,  у него будет новый статус –  школьник. Однако помимо радости возникнет и вполне естественная тревога. А как ему будет в школе, не будут ли его обижать, как он будет учиться, да и вообще, понравится ли ему школьная жизнь?

Чем первый поход в школу отличается, например, от похода в детский сад или какой-нибудь кружок? Отличие именно в оценке. Школа нам представляется чем-то серьезным, там ребенок будет получать знания, а потом демонстрировать их и получать оценки. К школьнику совсем другие требования, чем к дошкольнику. Строго говоря, к дошкольнику требований почти нет. А к школьнику, как раз наоборот, сплошные требования. Начиная с дисциплины и заканчивая все теми же знаниями.

Кто будет учиться: ребенок или его родители?

Здесь важно не забывать, что учиться и получать оценки будет ребенок, а не его родители. Важно постепенно передавать ребенку чуть больше ответственности, чем это было в дошкольном детстве.

Конечно, родителям нужно сказать ребенку, что их можно попросить о помощи и получить помощь. Ребенку гораздо спокойнее знать, что он может в любой момент обратиться за помощью. Если такой передачи ответственности за учебу не происходит, тогда и возникает напряжение в семье: родители требуют только отличной учебы, а ребенок учится только для родителей. Если ребенок учится только для родителей, то рано или поздно он перестает учиться вообще (обычно ближе к подростковому возрасту).  

Что происходит с семьей, когда ребенок отправляется в первый класс?

Когда ребенок первый раз отправляется в школу, семья переживает определенный кризис. Могут возникать споры между родителями о том, как воспитывать школьника, как относиться к оценкам, к участию в школьной жизни, кто следит за выполнением домашнего задания и следит ли вообще, полностью отдавая учебу ребенку и прочее. 

Задача родителей – договориться. Ведь, конечно, разногласия между родителями не способствуют спокойной и успешной учебе.  И наоборот, если родители сошлись во мнении по вопросу воспитания школьника, то и ребенку будет гораздо спокойнее и постепенно он обретет уверенность и в новой роли, и в новом коллективе!

Во многих семьях с походом ребенка в школу все общение между родителями и ребенком сосредотачивается вокруг школьных тем – успеваемости, учителей, школьных заданий и так далее. И хотя это и важная тема, следите за тем, чтобы взаимодействие между вами и ребенком не ограничивалось ей.

Если подвести итог, то важно подготовить ребенка к школе, ведь это действительно шаг, и он требует подготовки. Важно также, как живется ребенку в школе, насколько комфортно и интересно, т.е. отчетливо понимать, что учится и получает оценки все-таки ребенок, а не его родители! 

Желаем успехов! 

Проверяем готовность ребёнка к школе

(Июль 2023) 










Уважаемые родители, предлагаем вам небольшой тест на  определение психосоциальной зрелости дошкольника (автор С. А. Банков) 

 

1. Нзови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. 

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной? 

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 

6. Сейчас утро или вечер? День или утро? 

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? 

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 

9. Кем работает твой отец, мать? 

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)? 

11. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 

12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом? 

13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 

14. Что делает почтальон, врач, учитель? 

15. Зачем нужны в школе звонок или парта? 

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? 

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 

18. В какое время с деревьев опадают листья? 

19. Что остается на земле после дождя? 

20. Каких животных ты знаешь? 

21. Каких ты знаешь птиц? 

22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 

24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? 

25. Хочешь ли ты идти в школу? 

26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? 

27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой? 

Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами. 

1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных). 

0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. 

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха. 

Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе. 

К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24. Они оцениваются следующим образом: 

№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла. 

№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.

№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

№ 24 - за правильный ответ - 2 балла. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4). 

Результат 

27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым. 

23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми. 

17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости. 

Желаю успехов! 

Апрель 2022

                              На пороге школы

Скоро Ваш ребенок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь. Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому важно, готовить ребенка к школе, ведь все, чему вы научите его сейчас, поможет ему быть успешным в школе.

Что важно сделать перед школой?


Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов:


1. Научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями

2. Сформировать интерес к книге

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения и выполнять задания по образцу.


Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
• во время прогулок обращайте внимание на различные явления природы (дождь, снег, туман, радуга). Выучите названия времен года.
• учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта и школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
• развивайте связную речь. Учите ребенка пересказывать сказки и составлять рассказы по картинкам. Следите за правильностью произношения и грамотностью речи.
• научите ребенка считать до 100 и сравнивать количество предметов. Познакомьте с изображением цифр.
• развивайте мелкую моторику рук ребенка, с помощью рисования, штриховки, раскрашивания, мозаики, лепки, нанизывания бусинок, пуговиц.
• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.

10 советов родителям будущих первоклассников:

Совет 1. Заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.
Совет 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Совет 3. Выделите ребенку место для занятий дома.
Совет 4. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.
Совет 5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.
Совет 6. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
Совет 7. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
Совет 8. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.
Совет 9. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.
Совет 10. Не перенагружайте ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

                                      Март 2022

Мне рекомендуют при подготовке к школе использовать графический диктант.

Что же это такое?

Графический диктант – это создание изображения по клеточкам под диктовку. Но прежде всего, это захватывающая игра, от которой, зачастую, и взрослый не откажется!

Это не только весело, но и полезно! Ведь при этом:

  • координируется работа полушарий головного мозга;
  • малыш тренирует мелкую моторику;
  • подготавливает руку к письму;
  • развивает внимание;
  • ориентацию в пространстве;
  • координацию;
  • умение слушать;
  • логику;
  • абстрактное мышление;
  • усидчивость;
  • учится счету, а также различать право и лево;
  • привыкает к карандашу и тетради.

Что для этого нужно?

Нужен листик или тетрадь в клеточку, карандаш и ластик, чтобы ребенок мог легко исправить ошибки.

В задании есть стрелочки, которые указывают направление, а также цифры – это количество клеточек в заданном направлении.

Так с чего же начать?

Начнем с самого простого: одну клеточку вверх ( 1↑), одну клеточку вправо ( 1→), одну клеточку вниз (1↓) , одну клеточку влево (1← ). Получился квадрат! Не забудьте похвалить ребенка!

Все упражнения должны выполнятся в дружелюбной атмосфере, ведь это для взрослых графический диктант – нужная и важная вещь, а для малыша – это, прежде всего, игра! Для него каждая картинка – маленькое открытие. Он может разукрасить ее, а пока он это делает, вы можете поговорить с ним об особенностях нарисованных предметов, что позволит расширить кругозор ребенка и увеличит его словарный запас. Старшие дети зачастую сами составляют графические диктанты и диктуют их взрослым, и это не менее ценно.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей младше пяти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит прерывать игру.

 

Занятия для будущих первоклассников

Задачи  психологического курса:

1. Создать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. 
2. Развивать мотивационную сферу  ребёнка. 
3. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива и внутренней позиции ученика. 
4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. 





                                 Январь 2021


Готовимся к школе (группа 4)

Нейрогимнастика для будущих первоклассников





Что должен знать и уметь

ребенок в возрасте 6-7 лет


Развитие речи:

· Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой. Называть несколько существенных признаков сходства и различия.

· Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.

· Составлять рассказы из личного опыта.

· Изменять слова, образуя новые.

· Пересказывать небольшие рассказы.

· Выразительно рассказывать стихотворения, интонационно разнообразно, передавать их в зависимости от содержания.

· Правильно употреблять трудные формы знакомых слов.

· Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением).

· Отгадывать загадки, понимать образные выражения.

· Правильно выговаривать все звуки родного языка.

· Уметь использовать обобщающие понятия (дикие животные, школьные принадлежности…)


Грамота:

· Уметь выделять заданный звук в потоке речи.

· Уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце).

· Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.

· Определять количество звуков в слове.

· Делать звуковой анализ слова.

· Различать гласные и согласные звуки и буквы.

· Различать твердые и мягкие согласные.

· Уметь называть в предложении только второе слово, только четвертое и т.д.

· Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.

· Составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности.

· Разгадывать ребусы и кроссворды.

· Уметь читать и пересказывать короткие тексты.


Математика:

· Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.

· Знать состав чисел первого десятка ( из отдельных единиц)

· Знать состав чисел из двух меньших чисел.

· Соотносить цифру и число предметов.

· Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа.

· Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.

· Знать знаки <, >,+, -,=.

· Уметь сравнивать две группы предметов.

· Уметь составлять и решать арифметические задачи.

· Уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», « позже»…

· Измерять предметы с помощью условной мерки.

· Уметь сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине.

· Ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты).

· Определять время по часам.

· Решать простые логические задачи, головоломки, ребусы, отгадывать загадки.

· Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

· Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

· Делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.

· Различать и называть части суток и их последовательность.

· Понимать значение понятий «вчера», « сегодня», «завтра».

· Знать дни недели, их последовательность.

· Знать и называть месяцы года.


Внимание:

· Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 20 минут.

· Находить 10 отличий между предметами.

· Удерживать в поле зрения до 10 предметов.

· Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

· Копировать в точности узор или движение.

· Уметь находить одинаковые предметы.


Память:

· Уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов.

· Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.

· Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.

· Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.

· Повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.

· Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

· Запоминать расположение игрушек (8-10), назвать по памяти, что где находится.


Мышление:

· Объединять предметы в группы по определенным признакам.

· Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.

· Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.

· Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

· Решать достаточно сложные логические задачи.

· Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.

· Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.

Мелкая моторика.

· Правильно держать карандаш или ручку в руке.

· Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.

· Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.

· Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка.

· Копировать с образца геометрические фигуры.

· Уметь продолжить штриховку рисунка.

· Уметь аккуратно закрашивать сложный рисунок, не выходя за контуры.

· Видеть строку и писать в ней.


Окружающий мир:

· Знать свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

· Знать название города, в котором живет, домашний адрес.

· Знать название столицы Родины. Знать флаг, герб России.

· Знать название нашей планеты.

· Знать название основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую пользу приносят людям.

· Называть части суток, времена года, дни недели в их последовательности.

· Называть летние, осенние , зимние и весенние месяцы.

· Отличать хищных животных от травоядных.

· Уметь различать по внешнему виду птиц, животных, насекомых, деревья, кустарники, цветы. 

 Иметь представления о сезонных признаках природы. Называть все явления природы.    



        

                                                                   Добавлено 18.05.2021




    Тест  для будущих первоклассников 

«Рисунок школы» 

    Предложенный тест могут провести как родители, так и воспитатели.

    Проективная методика «Рисунок школы» предназначена для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности. Инструкция. Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

    Обработка результатов и интерпретация. Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям: цветовая гамма линия и характер  сюжет рисунка При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.


    1. Цветовая гамма: 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.) 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона. 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).


     2. Линия и характер рисунка: 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура. 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики. 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия. 


    3. Сюжет рисунка: 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток. 1 балл – обе характеристики присутствуют. 0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток — ночь или вечер.


  Анализ результатов 6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.  4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.  1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.


    Желаю успехов! 


    Добавлено  26.04.2021



  КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ.




·       Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.


·         Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.


·   Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.


·        Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.


·        Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап.


·         Помните, что похвала это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.


·         С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.


·         Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.

    Помните, что каждый ребенок индивидуален. В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Не нужно сравнивать успехи своего ребенка с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий