ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЯ?
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Алгоритм решения изобретательских задач
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Например: ведущий загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.
Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры” и др.
Игра "Черное-белое”
Ведущий поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.
Игра "Наоборот” или "перевертыши”
(проводится с мячом).
Ведущий бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример "Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать.
На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.
Пример: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . . Особенно его хорошо видно на снегу . . .
Теперь ему только под землей надо жить . . . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, "тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
Желаем успехов!
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.
Ведущий бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать.
Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . . Особенно его хорошо видно на снегу . . .
Теперь ему только под землей надо жить . . . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, "тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
Экологическая тропа
На территории нашего детского сада действует экологическая тропа. Экологическая тропа является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающее региональный компонент.
Одной из станций экологической тропы является "Зеленая аптека". Прогулки к "Зеленой аптеке" помогают развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. У детей появляется желание активно беречь и защищать природу. "Зеленая аптека" позволяет продемонстрировать многообразие трав, произрастающих в нашем крае, их ценности для здоровья, правил пользования.
Обязательно загляните в нашу "Зеленую аптеку"
(Март2024)
Что мы знаем о "кубиках Никитиных"
Замечательный двигатель в развитии ребёнка это "Кубики Никитина"- широко известная развивающая игра. Каждая игра представляет собой некий набор задач, в которую играют тысячи детей. Кубики Никитина развивают очень многие качества: внимание, память, пространственное представление, воображение, умение находить зависимость и закономерности.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
В своих книгах Б.П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами. Также с наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети, играют с мячами, веревками, резинками, камнями, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
А так же позволяют сопоставлять наглядное «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры и кубики Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Способствуют развитию самостоятельности, творческих способностей, предлагая ребенку задачу, нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. Кубики Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста, задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей. Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи. Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Правила, которых необходимо придерживаться во время игры.
Никитины считают, что для того, чтобы любая игра усваивалась с успехом, родители должны придерживаться определенных правил:
1. Всегда радоваться любым успехам ребенка, но не переусердствовать.
2. Ни в коем случае не принуждать играть, дожидаться момента, когда малыш сам захочет поиграть. Родители же должны создать все необходимые для этого условия.
3. Никогда не делать ребенку обидные для него замечания, чтобы не вызывать у него неверие в самого себя и свои силы.
4. Никогда не выполнять задания за ребенка и не подсказывать ему. Он не должен выполнять задания для того, чтобы посмотреть, как оцените его вы.
Желаем успехов!
Особенности речевого дыхания у дошкольников
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
Недостаточное развитие дыхательного аппарата.
Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха.
У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
Как правильно дышать?
При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
Короткий вдох через нос;
Плавный выдох, воздух выходит через рот;
Выдох осуществляется до конца;
После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).
Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:
Формирование правильного выдоха;
Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
Увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
Сформировать внятную связную речь;
Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений.
Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
- Все упражнения стоит выполнять до еды;
- Одежда не должна сковывать движения малыша;
- Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
- Вдох должен происходить через нос;
- Выдох должен быть длинным и плавным;
- Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
- Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
Упражнения для развития силы и длительности выдоха
- Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.
- Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.
- Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.
- Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.
- Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.
- Желаем успехов!
Технология "Двуручное рисование"
Принято считать, что умений считать, писать и читать вполне достаточно, чтобы счесть ребенка готовым к обучению в школе. На самом деле в основе успешной познавательной деятельности лежит сформированность межполушарных связей. Левое и правое полушария головного мозга тесно связаны между собой нервными волокнами. Чем их больше, тем лучше развиты высшие психические функции.
Левое и правое полушария должны развиваться гармонично, но не всегда этого удается достичь. Многие родители начинают форсировать события, обучая ребенка, еще не достигшего 5,5 лет письму, чтению, иностранному языку, музыкальной грамоте. Из-за этого левое полушарие развивается намного интенсивнее правого, которое отвечает за:
- интуицию,
- пространственную координацию,
- воображение,
- восприятие невербальной информации,
- а также параллельную обработку большого объема разнообразной информации.
Эти компетенции также являются ключевыми для успешного обучения в школе наряду с навыками чтения, письма, счета, владением иностранным языком.
Как сделать работу левого и правого полушарий согласованной и эффективной? Детские нейропсихологи рекомендуют выполнять кинезиологические упражнения, ведь движения являются основой для социального, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Прекрасные результаты дает рисование двумя руками одновременно.
Почему именно рисование двумя руками?
В основе этого кинезиологического упражнения лежат три основных принципа укрепления межполушарных связей.
Разнообразие. Мозг начинает активно развиваться тогда, когда мы сосредотачиваемся на выполнении непривычных движений. Это касается и мелкой моторики, и артикуляции новых звуков, движений рук и ног.
Одновременность действий. В процессе должны участвовать оба полушария, ведь левое, как известно, контролирует правую половину тела, а правое – левую, левое отвечает за речь, а правое – за координацию движений. Пример: игра в съедобное – несъедобное, когда играющие должны отбить или поймать мяч, сопровождая движения словами.
Работа обеими руками. Любые упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых. Это может быть и рисование, игра на музыкальном инструменте, возведение башенок из конструктора.
Рисование двумя руками одновременно полезно и детям, и взрослым. Упражнение помогает развить чувство симметрии, снизить тревожность, ускорить процесс коррекции дисграфии, дислексии, аккалькулии, развития речи.
Как правильно начать?
Лист нужно хорошо зафиксировать на поверхности, причем лучше, если это будет не обычный стол, а мольберт в вертикально закрепленной доске. Для рисования используйте гуашь, акварель, мягкие кисточки среднего размера, подойдут и толстые фломастеры, мелки
Сначала «прорисовывайте» сухой кистью в воздухе, чтобы мышцы запомнили движения, а ребенок не боялся сделать ошибку. Рисунки должны быть симметричными и предельно простыми: домик, цветок, бабочка, машинка. Посередине желательно провести линию симметрии, она поможет художнику ориентироваться, ведь у каждой руки – собственная половина листа и они не должны друг другу мешать.
Если объяснить детям, то они сразу поймут, для чего нужна эта линия. Можно согнуть лист вдоль нее и половинки рисунка совпадут. Мойка кистей, набор краски, нанесение изображения – все эти движения должны выполняться одновременно обеими руками.
Итак, с чего начать? Например, вы решили изобразить небольшой домик. Сначала выполните простое задание – обвести изображение по контурам.
- Поставьте обе кисточки в одну точку, в нашем случае это будет верх крыши.
- Начинайте одновременно вести кисточки вниз по скатам крыши и стенкам домика, но в противоположные стороны.
- Контролируйте скорость движения рук, важно, чтобы они работали синхронно.
Следующее задание уже немного сложнее: нужно дорисовать весь рисунок до конца. Заранее на листе изобразите половину картинки: для правши – это будет левая часть, а для левши – правая часть.
- Возьмите фломастеры или кисточки и поставьте их в верхней части рисунка.
- Ведущая кисть дорисовывает недостающую половинку.
- Подчиненная обводит рисунок по контуру.
Двуручное рисование без опоры на готовый рисунок лучше начинать с произвольного изображения каракулей, правда, есть одно условие: начинать вы должны с линии симметрии. Старайтесь создавать с обеих сторон симметричный, одинаковый рисунок, следя за синхронностью движений правой и левой руки. После того, как освоите каракули, можно переходить к изображению настоящих предметов.
С какого возраста можно рисовать одновременно?
Нейропсихологи рекомендуют выполнять это упражнения малышам, начиная с 1,5 – 2 лет. Они рисуют не кисточками, а пальчиками и ладошками. Первым делом они учатся ставить отпечатки сначала правой рукой (если она ведущая), потом левой, затем одновременно обеими руками. Когда это упражнение будет освоено, можно переходить к более сложным заданиям: обведению контуров и рисованию.
Если вы заметите, что одна рука обгоняет вторую, то вам придется ее придерживать, ведь цель задания в том, чтобы все движения выполнялись синхронно. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.
- Так же можно готовые "обводилки", начиная с самых простых. Желаем успехов!
Что такое мнемотехника
На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.
Речь пойдёт о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память.
Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника.
Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.
Эта техника отлично применяется в детских садах для обучения детей. На занятиях дети учатся красиво и правильно излагать свои мысли.
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.
Какая польза от мнемотехники для детей.
Преимуществ от данной техники множество, например:
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас.
- Представления об окружающем мире расширяются.
- Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребенок учится выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
- Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
- При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
- Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
- Раскрываются творческие способности детей.
Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.
Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:
- Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
- Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
- Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
- Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
- Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
- И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.
Как заниматься.
Есть разные варианты занятий, их много. Готовые дорожки, таблицы и мнемоквадраты можно найти в интернете, а можно изготовить самостоятельно вместе с ребенком.
Желаем успехов!
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как детские психологи, воспитатели, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.
Существует достаточно много готовых терапевтических сказок, но всё равно самый лучший вариант – когда сказку для ребёнка сочиняют родители.
Желаю успехов!
Телесно-ориентированные игры и упражнения наиболее полезны для дошкольников и вот почему:
- Очевидный эффект любой активной игры — укрепление физического здоровья.
- Занимаясь в паре со сверстником, ребенок учится чувствовать себя по отношению к другому человеку, понимать свои потребности на более глубоком уровне.
- Такие упражнения тренируют способность выражать чувства через движения, а движения — через чувства, что помогает ребенку учиться общаться, проявлять себя и понимать других.
- Играя с родителями, дети получают чувственный опыт общения с близким человеком, воспринимают родительскую любовь на языке тела.
- Важнейшая задача телесно-ориентированного подхода — “исцеление души через работу с телом”. Такие игры помогают поддерживать и настраивать гармонию телесных ощущений и разума.
- Умение снимать “мышечные зажимы”, расслабляться, способность двигаться и чувствовать наиболее естественно, не ограничивая себя — такие полезные привычки с детства обеспечат более гармоничное развитие и станут хорошей профилактикой психосоматических заболеваний. Таким образом, телесно-ориентированные игры и упражнения решают разные задачи и приносят различную пользу в зависимости от ситуации. Ребенок может играть один или с родителями, дома или на прогулке, может стать участником такой игры в детском саду, школе или на специальных групповых занятиях.
Познакомим с играми, в которые легко можно играть не только в многочисленной группе детского сада, но и в компании из 2-4 человек.
“Зеркало”
Участники разбиваются на пары. Один игрок в паре выполняет роль зеркала, другой — героя в вымышленной ситуации. Например, девочка может вообразить себя принцессой, которая собирается на бал, а мальчик — олимпийским чемпионом, тренирующимся перед соревнованием. Можно придумать любую историю и персонажа в ней. Участник-”герой” выполняет различные движения, участник-”зеркало” должен как можно точнее и быстрее копировать эти движения. В результате все должно выглядеть так, будто оба партнера по игре просто делают что-то синхронно. Перед игрой в процессе обсуждения правил необходимо установить время: например, 3 минуты. Через этот промежуток времени партнеры меняются местами, чтобы “герой” смог побыть “зеркалом”. Такие игры учат действовать по заданному образцу, понимать себя через другого, а также формируют доброжелательное отношение к окружающим.“Поиграем в куклы”
Участники разбиваются на пары. Один партнер играет роль тряпичной куклы: он должен стать мягким, расслабленным, будто из ваты. Второму партнеру необходимо ненадолго превратиться в кукловода и придумать для своей куклы какие-то действия. Она может идти, расчесывать волосы или танцевать под музыку. Важно, чтобы все действия за “куклу” проделывал “кукловод”, управляя руками, ногами и головой партнера по игре. По истечению оговоренного времени игроки меняются ролями. Участники не должны произносить слова во время игры. Играя роль куклы, ребенку приходится полностью полагаться на партнера, а “кукловод” должен постоянно думать о состоянии второго игрока, стараясь не причинять ему дискомфорт и придумывая наиболее удобные позы. Таким образом, основная задача игры — формирование доверия и партнерских взаимоотношений. Также в игре участники получают опыт тактильного общения, сотрудничества на уровне прикосновений.Март 2022
Любимые тренажёры в деле
Игры в
Сухом
Бассейне
НейрогимнастикаНейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем: стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения; снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность;
Телесно-ориентированные игры и упражнения наиболее полезны для дошкольников и вот почему:
- Очевидный эффект любой активной игры — укрепление физического здоровья.
- Занимаясь в паре со сверстником, ребенок учится чувствовать себя по отношению к другому человеку, понимать свои потребности на более глубоком уровне.
- Такие упражнения тренируют способность выражать чувства через движения, а движения — через чувства, что помогает ребенку учиться общаться, проявлять себя и понимать других.
- Играя с родителями, дети получают чувственный опыт общения с близким человеком, воспринимают родительскую любовь на языке тела.
- Важнейшая задача телесно-ориентированного подхода — “исцеление души через работу с телом”. Такие игры помогают поддерживать и настраивать гармонию телесных ощущений и разума.
- Умение снимать “мышечные зажимы”, расслабляться, способность двигаться и чувствовать наиболее естественно, не ограничивая себя — такие полезные привычки с детства обеспечат более гармоничное развитие и станут хорошей профилактикой психосоматических заболеваний. Таким образом, телесно-ориентированные игры и упражнения решают разные задачи и приносят различную пользу в зависимости от ситуации. Ребенок может играть один или с родителями, дома или на прогулке, может стать участником такой игры в детском саду, школе или на специальных групповых занятиях.
Познакомим с играми, в которые легко можно играть не только в многочисленной группе детского сада, но и в компании из 2-4 человек.
Участники разбиваются на пары. Один игрок в паре выполняет роль зеркала, другой — героя в вымышленной ситуации. Например, девочка может вообразить себя принцессой, которая собирается на бал, а мальчик — олимпийским чемпионом, тренирующимся перед соревнованием. Можно придумать любую историю и персонажа в ней. Участник-”герой” выполняет различные движения, участник-”зеркало” должен как можно точнее и быстрее копировать эти движения. В результате все должно выглядеть так, будто оба партнера по игре просто делают что-то синхронно. Перед игрой в процессе обсуждения правил необходимо установить время: например, 3 минуты. Через этот промежуток времени партнеры меняются местами, чтобы “герой” смог побыть “зеркалом”. Такие игры учат действовать по заданному образцу, понимать себя через другого, а также формируют доброжелательное отношение к окружающим.
Участники разбиваются на пары. Один партнер играет роль тряпичной куклы: он должен стать мягким, расслабленным, будто из ваты. Второму партнеру необходимо ненадолго превратиться в кукловода и придумать для своей куклы какие-то действия. Она может идти, расчесывать волосы или танцевать под музыку. Важно, чтобы все действия за “куклу” проделывал “кукловод”, управляя руками, ногами и головой партнера по игре. По истечению оговоренного времени игроки меняются ролями. Участники не должны произносить слова во время игры. Играя роль куклы, ребенку приходится полностью полагаться на партнера, а “кукловод” должен постоянно думать о состоянии второго игрока, стараясь не причинять ему дискомфорт и придумывая наиболее удобные позы. Таким образом, основная задача игры — формирование доверия и партнерских взаимоотношений. Также в игре участники получают опыт тактильного общения, сотрудничества на уровне прикосновений.
Сентябрь 2021
Кинезиологические упражнения – это тренировки, которые существенно улучшают нейронные связи между двумя полушариями, причем чем эти занятия интенсивнее, тем заметнее положительные изменения в работе мозга.
Все занятия можно разделить на несколько основных типов:
- пальчиковые игры;
- растяжки для нормализации неконтролируемых чрезмерных мышечных напряжений и вялости;
- дыхательная гимнастика для улучшения ритмики организма, развития самоконтроля;
- специальные упражнения на движение глазных яблок для расширения поля зрения и улучшения восприятия графической информации в целом (глазодвигательная тренировка).
Также практикуются синхронные и несинхронные движения языка и глаз для еще лучшей активизации межполушарного взаимодействия и повышения общего жизненного тонуса. Важны и релакс-упражнения, которые способствуют снятию напряжения и расслаблению.
Занятия принесут результат только при выполнении некоторых условий. Тренировки необходимо проводить ежедневно, лучше всего организовать их в утренние часы. Обязательно наличие комфортной доброжелательной атмосферы. Упражнения выполняются сидя или стоя, иногда лежа, по комплексам, каждый из которых рассчитан на две недели занятий. От ребенка требуется максимально точное выполнение всех приемов и движений, произвольности и шалости во время тренировки не допускаются.
Добавлено 18.05.2021
Песочная терапия для детей
Как это работает
Для многих людей, и особенно для детей, выражение мыслей словами является трудновыполнимой задачей. Однако имеется еще целый арсенал способов их передачи – жесты, мимика и, конечно, использование творческих способов самовыражения. Лепка, рисование помогают выстроить мост между внешним и внутренним мирами, отражая внутренний образ в созданном руками творении. Именно это и является основным принципом песочной терапии.

Су-Джок терапия для детей дошкольного возраста
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться.
Этапы проведения Су – Джок терапии на занятиях:
I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. В работе можно использовать су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные:
Массаж специальным шариком. Массаж эластичным кольцом.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей; круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; вращение шарика кончиками пальцев; сжимание шарика между ладонями; сжимание и передача из руки в руку; подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями.
Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов.
Рассмотрим подробнее приёмы работы с шариком:
удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки;
сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек;
каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки;
надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика;
сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки;
захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу, двигаться по поверхности стола;
вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки;
прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти;
круговые движения шарика между ладонями;
перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;
вращение шарика кончиками пальцев;
сжимание шарика между ладонями;
сжимание и передача из руки в руку;
подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.
Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком или потешкой.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением любых заданий, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий