(Апрель 2024)
Сентябрь 2023
Август 2023
(Июль 2023)
Май 2023✍️РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ. ☝️ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярноя. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля. ШКАФЧИКИ. Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку. ЧТО ИСЧЕЗЛО? На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось. ХУДОЖНИК. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки. ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ. Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов). Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. ВСПОМНИ И ПОКАЖИ. Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.). ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ. - Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное. Например, называете семь фраз. Мальчику холодно. Девочка плачет. Папа сердится. Бабушка отдыхает. Мама читает. Дети гуляют. Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой. На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.
- Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.Желаем успехов!
(Март 2023)
️ТРУДНОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ 👭 (февраль, 2023)
📝Нередко кажется, что неуспеваемость ребенка на занятиях - от его невнимательности. Попробуем разобраться в причинах этого явления, доставляющего столько хлопот ребенку и родителям.
- ВНИМАНИЕ - направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна всем людям без исключения.
- ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ - сложившееся качество личности. Рассеянный школьник, как и все другие дети, способен "обратить внимание" на какой-то объект. Однако он часто не может полностью сосредоточиться на этом объекте: внимательность еще не стала его личным качеством. Понятно, что отсутствие этого важного качества не лучшим образом сказывается на его школьных достижениях.
О временных представлениях у детей дошкольного возраста
Во всех видах деятельности человека требуется ориентировка во времени, чувство времени. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей этого навыка. Необходимо детям показывать и объяснять временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом (это дни недели, части суток, месяца, времена года и т. д.) . Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости, от наличия времени).
Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.Необходима постоянная систематическая работа по формированию у дошкольников представлений времени. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающий повышенный интерес у детей.Знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий и по дням недели.
В старшем дошкольном возрасте развивается, и познавательный интерес к различным параметрам времени, продолжается работа по формированию представлений о таких временных отрезках как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро – встает солнце, становится светлее и т. п.) . Дома с детьми родители могут беседовать о том что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня. В качестве наглядного материала можно использовать картинки, календарь наблюдения. Лучше всего, если дети будут заполнять календарь погоды в дошкольном учреждении и дома с родителями. Дети путают такие понятия как: вчера, сегодня, завтра из – за их изменчивости и относительности. Смысловое значение этих слов можно раскрывать при заполнении календаря, задавая дополнительные вопросы: «Чем завтра будите заниматься в садике? », «Что делали вчера? », «Когда мы ходили в парк? »На занятиях дети узнают, о том, что сутки, которые в разговоре обычно называют словом день, сменяются одним другим. Для лучшего понимания мы предлагаем дома использовать отрывной календарь, каждый день вместе отрывать лист и проговаривать, что сегодня наступил новый день. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Последовательность дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей: «чем вы занимаетесь по понедельникам? Что будете делать во вторник, т. е завтра? И т. д. » Пусть ребенок сам снимает листки календаря и складывает из суток неделю, из недель - месяц. Необходимо оформить коробку, куда он будет складывать листы календаря. У ребенка будет наглядное представление о смене дней, месяцев, он может подойти посчитать, сколько прошло дней, сколько осталось до конца недели. При окончании одного месяца необходимо проговорить, что наступает новый месяц, посчитать, сколько дней было в прошлом месяце уложить стопочку листов и начать складывать новый месяц.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод,что при систематической работе с календарем дома и в детском саду, будет способствовать формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости.
Нейроигры для детей
Развитие графомоторики у дошкольников
Почему так важно развивать графические умения у детей уже в дошкольном возрасте? Какие трудности могут возникнуть при недостаточном развитии пространственных представлений и графических умений ребенка в процессе обучения в школе? Из-за того, что ребенку трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, цифр и запомнить их конфигурацию, у него нарушается графическая деятельность, он может писать некоторые буквы и цифры в зеркальном отображении. При письме нарушается высота, ширина и наклон буквы, что сказывается на качестве и скорости письма. Нередко у ребенка возникают трудности при овладении чтением и счетом. Многие родители считают, что ребенок «будет стараться» и со временем «подтянется», проблемы исчезнут, ребенок станет лучше учиться. Однако ученые доказали, что с возрастом эти трудности сами по себе не проходят, а только усиливаются и ведут к новым проблемам в обучении ребенка.
Поэтому важно помнить, что именно дошкольный возраст — это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.
Графические навыки — это определенные привычные положения и движения пишущей (рисующей) руки, позволяющие изображать знаки и их соединения.
Какие проблемы могут возникнуть, затрудняющие успешное обучение в школе при несформированности графических навыков: ‒ Нечеткая ориентация на листе (вверх-вниз, вправо-влево, центр-края, диагональное направление), неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки текста на листе. ‒ Слабое чувство вертикали и горизонтали ведет к смещению текстовой строки вниз или вверх, к разному наклону букв. ‒ Неразвитое чувство масштабности приводит к разнице размера букв на письме. ‒ Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти рук. Слишком зажатая рука или расслабленная приводят к быстрой утомляемости ребенка, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания.
Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги. Для выполнения графических заданий выбираем простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивают дети цветными карандашами, т. к. работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно. В своей работе мы также используем маркерные доски, на которых изображены клеточки, как в тетрадях. Где стирающимся маркером дети учатся проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки.
Сначала указательный палец взрослого ставится на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательно-круговые движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно.
Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?». После этого расставляем в две шеренги лицом друг к другу, просим поднять предмет, обращаем внимание, где находится предмет у шеренги напротив. Затем обе шеренги становятся рядом, и воспитатель снова обращает внимание на положение предмета. Многие дети не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.
Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность: Редкая штриховка карандашом одного цвета. Штриховка двумя карандашами разного цвета. Частая штриховка одним цветом. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.
Работа по формированию графо-моторных функций осуществляется на продуктивных видах деятельности, где значительно быстрее формируются восприятие и осознание различных видов речи, поскольку она приобретает практическую направленность. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на развитие письменной речи.
Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. А конструирование из бумаги — оригами формирует у детей графические умения, путем складывания бумаги. Процесс овладения графо моторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с задержкой развития он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в области графо-моторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.
✏10 правил работы мозга🧠
(Ноябрь 2022)
1. Регулярные физические нагрузки развивают внимание,гибкость мышления, память и многозадачность. Например, лёгкая утренняя зарядка или выполнение комплекса нейромоторики.
2. Мозг постоянно учится и совершенствуется, это качество называется нейропластичность. Для этого нужно «подкармливать» качественной информацией: чтение книг, развивающие игры, нейроупражнения. Загружайте в голову правильные опции.
3. Для качественной работы мозга и хорошего уровня внимания ему нужно отдыхать и восстанавливаться. Например, спокойные прогулки после бурной мыслительной деятельности содействуют усвоению изученного материала, также важен полноценный сон.
4. Чем больше каналов восприятия вы задействуете при объяснении информации, тем лучше она запомнится.
5. Чтобы долго помнить информацию (долговременная память) нужно запоминать ее постепенно и постоянно повторять.
6. Длительный стресс приводит к снижению эффективности. Дозируйте нагрузки и следите за эмоциональный фоном.
Как научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги
(Октябрь 2022)
Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листах большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом. Прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой – слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка.
1.«Снежинки падают» (развитие умения различать верх и низ листа). Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождают словами : «сверху вниз».
2.«Бабочки летят» (развитие умения различать верх и низ леста). Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх - вниз», «снизу - вверх».
3.«Самолет» (развитие умения различать правую и левую стороны листа). Самолет «разбегается» по взлетной полосе. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».
4.«Геометрический диктант».
Вариант 1. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:
- Нарисовать фигурку справа или слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
- Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.
- Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.
Вариант 2. Взрослый говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками – маленькие круги, а над треугольниками – квадраты; в левом нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией.
5. «Полет в космосе». По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т.д.
Желаем успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий